Управление скоростью: что это такое и для чего нужно?

Неправильный выбор скорости движения автомобиля или превышение нормативно установленных скоростных режимов является самым важным фактором, способствующим росту дорожного травматизма, с которым сталкиваются многие страны.

Управление скоростью является очень важным инструментом для повышения безопасности дорожного движения. Однако более строгое соблюдение ограничений скорости и уменьшение небезопасной скорости вождения — непростые задачи. Многие водители сознательно игнорируют возможные риски и часто считают, что удовольствие от скорости перевешивает те проблемы, которые могут появиться.

Управление скоростью предполагает согласованные, долгосрочные и комплексные действия. Особенно важны мероприятия по снижению скоростных режимов в местах, где движение автомобильного транспорта наиболее тесно пересекается с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения — пешеходами и велосипедистами.

Дорожно-транспортные происшествия и травматизм, причиной которых является скорость

Скорость — это основной фактор риска попадания в дорожно-транспортные происшествия и увеличения тяжести травм, получаемых в них. На большой скорости существенно увеличиваются негативные последствия от ошибок водителей. Большая вероятность серьезных травм в ДТП, вызванных высокой скоростью, обусловлена тем, что чем выше скорость, тем большее количество механической (кинетической) энергии должно быть поглощено ударом.

У уязвимых участников дорожного движения, таких как пешеходы, водители мопедов и мотоциклов, есть высокий риск получения тяжелой или смертельной травмы в случае их столкновения с транспортным средством, и этот риск катастрофически возрастает с увеличением скорости.

Исследования показывают, что при наезде машины на пешехода на скорости 30 км/час в большинстве случаев пешеходы получают несмертельные травмы, а при скорости машины 50 км/час большинство из них (до 80%) будут убиты. В то время как для водителя и пассажиров автомобиля в случае, если они используют ремни безопасности и находятся в хорошо сконструированных автомобилях, защита может быть обеспечена при максимальной скорости в 70 км/час при фронтальном ударе и при скорости 50 км/час — при большинстве боковых ударов.

Многие эксперты по безопасности дорожного движения считают, что единственным самым важным фактором смертности на дорогах во всем мире является неправильный выбор скорости, что обычно интерпретируется как использование ненадлежащей скорости транспортного средства, или «превышение скорости».

Высокие скорости повышают риск попадания в ДТП по целому ряду причин. Велика вероятность того, что водитель может не справиться с управлением транспортным средством, будет не в состоянии предвидеть надвигающуюся опасность, в результате чего другие участники дорожного движения могут неправильно оценить скорость его транспортного средства. Ясно, что расстояние, на которое перемещается объект в единицу времени, а также расстояние, которое проедет водитель до того, как он отреагирует на небезопасную ситуацию, сложившуюся на дороге перед ним, прямо пропорционально скорости транспортного средства. Кроме того, тормозной путь транспортного средства после того, как водитель отреагирует и затормозит, будет тем больше, чем выше скорость.

Превышение скорости или неправильно выбранная скорость являются самой большой проблемой дорожного движения в большинстве стран. При определении факторов, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, которые могут быть несколько субъективны, есть некоторые исследования, позволяющие предположить, что как минимум одна треть аварий, сопровождающихся смертельным исходом, связана с элементом превышения скорости. Скорость является отягчающим фактором возникновения травм и смертей во всех авариях.

Даже небольшое повышение скорости приводит к значительному росту риска попадания в аварию.

Исследования дают прямые доказательства того, что если скорость превышает среднюю скорость в 60 км/час всего лишь на 5 км/час в городе и на 10 км/час за чертой города, этого будет достаточно, чтобы удвоить риск попадания в аварию, что примерно соответствует риску при концентрации алкоголя в крови 0,05 мг/100 мл (предел содержания алкоголя в крови, разрешенный для вождения во многих странах). Данные также показывают, что «умеренное превышение скорости» (на 10–15 км/час от разрешенного ограничения) вносит огромный вклад в возникновение серьезных дорожно-транспортных происшествий, поскольку такие нарушения происходят слишком часто.

Проблема превышения скорости за последние годы сильно возросла, поскольку максимальная скорость, на которую способны современные автомобили, в два раза превышает существующие ограничения по скорости для загородной местности. Поэтому в наше время стоит особо сложная задача — убедить водителей ездить в рамках разрешенных скоростных ограничений

Очевидно, что чем больше скорость, тем выше вероятность аварий, травматизма и смертности, а уменьшение скорости понижает такие вероятности. Одним из таких примеров является Модель мощности, которая оценивает влияние в изменениях средней скорости на количество ДТП и на их тяжесть. Согласно ей, увеличение средней скорости на 5% ведет к повышению количества ДТП со случаями травматизма приблизительно на 10% и со смертельными случаями — приблизительно на 20%.

Эта взаимосвязь является результатом как законов физики, так и когнитивных способностей водителя принимать решения в неожиданных (но часто предсказуемых) обстоятельствах. При более высоких скоростях скорость удара при аварии увеличивается, равно как и силы, которые транспортное средство и пассажиры должны поглотить. Более высокие скорости также означают, что участники дорожного движения имеют меньшую возможность для принятия превентивных мер.